Валена (dfktyf) wrote,
Валена
dfktyf

Categories:

Ветви вербы, как правило, хранили за образами.

Суббота,предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

Вербное воскресенье — воскресение на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим.Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями.У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич». В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия.

В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста.Подготовка вербных веток была особым обрядом — накануне Вербного воскресенья шли «ломать вербу», растущую именно на берегах рек. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к празднику они могли распуститься.

В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.

Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском у. Пензенской губ.), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым».6642

Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником. При головной боли веточку вербы прикладывали к макушке или носили под головным убором. При суставных болях и ревматизме ветви приматывали к больным местам. Почки освященной вербы ели бесплодные женщины, чтобы забеременеть. Сережкам вербы также приписывалась целебная сила. Например, чтобы вылечиться от лихорадки, надо было съесть девять вербных сережек.

Часто вербные сережки запекали в хлеб — для защиты. Либо готовили маленькие булочки или печенья в форме вербных почек, кормили ими членов семьи и домашних животных, оберегая таким образом от болезней и других напастей. В одну из булочек клали монету. Кому достанется — тот будет счастлив в грядущем году. Для девушки это предвещало скорое выгодное и счастливое замужество.

Ветви вербы, как правило, хранили за образами.

Прикрепляли вербу также к разным местам дома в полной уверенности, что ее ветки могут оберегать жилище, хозяйственные постройки и подворье от весенних гроз, грома и молнии, а также от злых духов и нечистой силы.

Целебные и магические свойства верба сохраняла в течение целого года. Если к следующему Вербному воскресенью оставались неиспользованные прошлогодние веточки, их не выбрасывали, а сжигали, бросали в реку или ручей, но только не в стоячую воду. То есть пруд и озеро для этого не подходили.

Издавна на Руси существовало поверье, что воткнутая в землю освященная ветка вербы оберегает урожай, брошенная в огонь -укрощает пламя, брошенная против ветра — прогоняет бурю. В случае града ветви свяченой вербы выбрасывали на улицу. Верили, что таким образом можно утихомирить стихию.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments